Ю. Ратников Современники о внешности Батюшкова // Вологодский комсомолец. – 1966.
Наше
представление о внешности замечательного поэта К. Н. Батюшкова чаще
всего ограничивается рисунком О. Кипренского, сделанным им с натуры в
1815 г. (этот портрет и воспроизводится обычно в сочинениях Батюшкова).
Поэт сидит в кресле, левая рука положена на стол. Кудрявые волосы
небрежно набегают на лоб, неширокие темные брови ровно подняты над
глазами. По лицу разлита мечтательность. И какая-то необыкновенная
легкость в его светлых немного задумчивых глазах.
Любопытно,
что на автопортрете, исполненном примерно в те же годы, Батюшков в
шляпе с изогнутыми полями – особенно схож с рисунком Кипренского: тот же
мягкий овал лица, мечтательные глаза.
Сохранилось
еще несколько живописных свидетельств. Так, на портрете того же
Кипренского (1817 – 1819 гг.) Батюшков более итальянец, нежели русский:
черные, мелким барашком волосы, низкие бакенбарды, томные черты лица.
Вероятно,
близка к оригиналу гравюра В. Матэ с автопортрета в зеркале. Акварель
Ф. Берже (1840 г.) напоминает о том времени, когда Батюшков,
душевнобольной, безвыездно жил в Вологде. Мы видим моложавого старика в
темном фраке, со скрещенными на груди руками. Маленькая голова и высокий
чистый лоб с большими залысинами. Лицо худое, подобранное, брови
сосредоточенные — капризно изогнуты. Конечно, по сохранившимся
изображениям трудно и невозможно сколько-нибудь составить полное мнение о
внешности поэта, тем более проникнуть в тайну его человеческого и
поэтического обаяния.
Себя, как в зеркале,
Я вижу,
Но это зеркало мне
Льстит, –
Тонко
заметил Пушкин по поводу одного из знаменитейших своих портретов. К
счастью, современники оставили нам и словесные характеристики Батюшкова,
во многом не только дополняющие, но и по-иному раскрывающие внешний
облик поэта.
Как-то
раз, в 1811 г., счастливый случай свел К. Н. Батюшкова с одной из
интереснейших и образованных женщин того времени Е. Г. Пушкиной, женой
известного в Москве острослова и неудачника А. М. Пушкина (однофамильца
гениального поэта). Е. Г. Пушкина, знавшая Батюшкова много лет, оставила
интересные записки. В них мы находим портретно-психологический очерк
Батюшкова, написанный в полном согласии с атмосферой дружественности и
легкой чувствительности; установившейся сразу же после знакомства
светской женщины и человека, живущего среди «грез, мечтаний и химер».
Пушкина вспоминала: «Батюшков был небольшого роста: у него были высокие
плечи, впалая грудь, русые волосы, вьющиеся ох природы, голубые глаза и
томный взор. Оттенок меланхолии во всех чертах его лица способствовал
его бледности и мягкости его голоса, и это придавало всей его физиономии
какое-то неуловимое выражение... Когда он говорил, черты лица его и
движения оживлялись; вдохновенно светились его глаза».
К
1817 году относятся воспоминания А. С. Струдзы, боголепца и монархиста.
Тем не менее, портрет выписан весьма тонко: «Кроткая, миловидная
наружность Батюшкова согласовывалась с неподражаемым благозвучанием его
стихов, с приятностью его плавной и умной прозы. Он был моложав, часто
застенчив, сладкоречив; в мягком голосе и в живой беседе его слышался
как бы отголосок внутреннего пения».
Прошли годы. Батюшков уже отошел от литературы и на правах
душевнобольного живет у своих родственников Гревенсов в Вологде.
В
1847 г. при проезде в
Кирилло-Белозерский монастырь Батюшкова посетили С. П. Шевырев и
Н. В. Берг. Человек острой наблюдательности, Берг оставил одну из
наиболее полных характеристик внешности поэта в последние годы жизни;
«Темно-серые глаза его, быстрые и выразительные, смотрели тихо и кротко.
Густые, черные с проседью брови не опускались и не сдвигались. Скажу
здесь и обо всей его голове. Она не так велика; лоб у него открытый,
большой, нос маленький с горбом, губы тонкие и сухие, все лицо худощаво,
несколько морщинисто, особенно замечательно своею необыкновенною
неподвижностью; это совершенная молния:
переходы от спокойствия к беспокойству, от улыбки к суровому
выражению чрезвычайно быстры. И весь вообще он жив и даже вертляв. Все,
что он делает, делает скоро. Ходит скоро и широкими шагами. Глядя на
него, я вспомнил известный его портрет, но он теперь почти не похож, и
тот полный лицом кудрявый юноша ничуть не напоминает гладенького,
худенького старичка...»
Этими
заметками, разумеется, не исчерпывается возможность представить облик
поэта. И все же приведенные записи воздают определенное мнение о
внешности Батюшкова: небольшая голова, русые, вьющиеся от природы
волосы, голубые глаза и бледное лицо «с неуловимым выражением».
Маленький рост, высокие плечи и вся тонкая, почти хрупкая фигура поэта
не замечались современниками как несовершенство, когда поэт вел
непринужденную беседу приятным, мягким и удивительно чистым голосом.
Таков Батюшков в лучшую пору своей жизни.
|